Рубрика 210. Царь с татуировкой дракона

В 2021 году Российскому университету транспорта исполняется 125 лет, а Дворцу культуры РУТ (МИИТ) – 85! В связи с этим на нашем сайте открывается новая рубрика, посвящённая этим событиям. Назовём её «Рубрика 210». Такому названию есть несколько причин. 210 – это сумма юбилейных лет. Это лаконично. Это удобно, не придётся вводить две разные рубрики с разными названиями, в которых несомненно должно было фигурировать слово «юбилей», что путало бы и нас, и читателей. Материалы рубрики будут касаться как истории университета, так и истории культуры вокруг него, то есть истории ДК. А ещё это название перекликается с текущим 2021 годом.

Начнём рубрику со статьи об императоре Николае II. Наверняка понятно почему. Московское инженерное училище ведомства путей сообщения всю свою историю, кроме первого дня, считалось императорским, а основанный на его базе институт, а позже университет носил имя Николая II с 1913 по 1917 год и с конца 2015 по июль 2017 года. А кроме того, Николай Александрович был не чужд делам транспорта. Но мы не будем пересказывать историю его жизни и деяний полностью, а постараемся сосредоточится на некоторых интересных нам и малоизвестных фактах о нём.

Николай II и железные дороги

Указ о постройке Великого Сибирского рельсового пути, ныне известного как Транссибирская магистраль, был принят отцом Николая Александром III, поэтому многие не замечают заслуг его сына в прокладке этой самой длинной в мире железной дороги. Но окончательным документом, ознаменовавшим начало работ, стал рескрипт Александра к цесаревичу Николаю от 17 (29) марта 1891 года. Рескрипт – это правовой акт и личное письмо императора с выражением благодарности или возложением поручения. То есть контроль за постройкой Транссиба был поручен непосредственно наследнику престола. Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года неподалёку от Владивостока. Николай Александрович присутствовал на церемонии, собственноручно отвез первую тачку земли на полотно и заложил первый камень будущего вокзала Владивостока.

В 1892 году он возглавил Комитет Сибирской железной дороги – совещательный орган для обсуждения и осуществления проектов постройки отдельных железных дорог этого грандиозного проекта. Причём председательство его не было формальным, наследник престола лично присутствовал на некоторых заседаниях, что существенно упрощало делопроизводство. Журналы заседаний публиковались в периодической печати.
В результате переговоров с Китаем были подписаны контракты на строительство других восточных железных дорог, таких как Китайско-Восточная и Южно-Маньчжурская, ставшие частью Транссиба. Кстати, в те времена, когда весь мир считал Китай отсталым захолустьем, Николай Александрович уже заметил астрономический рост населения этой страны и призывал укреплять и развивать сибирские города в виду неизбежного будущего усиления Поднебесной.
Первые годы после восшествия на трон Николая II невероятный темп строительства железных дорог в империи продолжался. И хотя впоследствии снизился, но к 1913 году по суммарной протяжённости железных дорог Россия занимала второе место в мире после США.

Николай II и автомобили

Николай II очень любил автомобили. К марту 1917 года в Собственном Его Императорского Величества гараже состояло 56 единиц техники. Никто из европейских монархов не мог похвастаться таким большим парком. А у президента США Вудро Вильсона, например, на тот момент было только 9 машин. Общая стоимость парка на тот момент оценивалась в 1 миллион рублей, что являлось 0,1 частью всего капитала Русско-Балтийского вагонного завода, строившего в то время уже не только вагоны, но и автомобили с самолётами.
Однако, начиналось всё с конфузов. Первый паровой экипаж, французский Serpollet, Николаю представил министр Императорского двора Владимир Фредерикс, но машина заглохла посреди дороги и загородила путь кортежу, так что свите пришлось выталкивать её на обочину. После ремонта царь согласился прокатиться на новинке, но едва она тронулась, как вновь сломалась. После этого Фредерикс отступился от своей идеи.

Автомобили вошли в повседневную жизнь двора после того, как князь Владимир Орлов пригнал к Александровскому дворцу Царского Села свой собственный Delaunay-Belleville. На этот раз прогулка на нём прошла успешно и подобные выезды стали повторяться почти каждый день. За рулём сидел сам князь Орлов. Он вспоминает: «У нас не было ни одного несчастного случая с проезжающими вообще; конечно, я был крайне осторожен всегда, ибо считал, что нельзя царю давить своих подданных». Подданных нельзя, но наезды на лошадей и коров случались. В таких случаях царь лично компенсировал владельцам ущерб. Собственный парк машин Николай II начал собирать в 1905 году и первое время делал это из личных средств.
После юридического оформления гаража и начала содержания его за счёт казны парк разделился на четыре разряда: императорский – роскошные авто для царской семьи, немецкие Мегсеdes, французские Delaunay-Belleville, Renault и Peugeot, английские Rolls-Royce «Серебряный призрак»; свитский – для свиты – машины попроще, в том числе первые русские марки, «Руссо-Балт» и «Лессенер»; комендантский – машины для охраны и сопровождения; хозяйственный – грузовики, автобусы, тягач и полевая кухня. В последний разряд входили также два уникальных железнодорожных вагона-гаража, длиной 20 метров, рассчитанные на 5 машин каждый, с помещениями для ремонта, запчастей и горючего. А в императорский разряд входил прообраз европейского «народного автомобиля» маленький двухместный Bebe Peugeot дизайнера Эттори Бугатти, подаренный на 10-летие царевичу Алексею.

Царевич Алексей в личном автомобиле

Заведующий Технической частью гаража и личный водитель императора Адольф Кегресс проявил себя как конструктор и создал первый в мире полугусеничный автомобиль для передвижения по сугробам. Российская армия была первой в мире, получившей на вооружение снегоходы.
По свидетельствам очевидцев Николай II любил быструю езду и предпочитал фаэтоны, кабриолеты и прочие открытые типы кузовов, он считал, что не гоже царю скрываться от народа.

Николай II и образование

Честь введения в стране обязательного начального образования, которую коммунистическая партия приписывала себе, на самом деле принадлежит Николаю II. Проект введения всеобщего начального образования, разработанный Министерством народного просвещения в 1906 году, получил силу закона 3 мая 1908 года. К 1913 году расходы на образование по сравнению с началом века выросли более чем в четыре раза. К 1916 году в стране насчитывалось около 140 тысяч школ, а по параметрам инфраструктуры школьной системы (управляемость, доступность, соотношение количества школ к численности населения и пр.) Российская империя превосходила не только большинство других стран своего времени, но и современную Российскую Федерацию.
Именно Николай II принял резолюцию об увеличении числа высших специальных заведений и средних технических школ, в результате чего к началу Первой Мировой войны в России было более 100 вузов и 150 тысяч студентов. По количеству студентов на 10 тысяч жителей Россия делила с Великобританией третье место в мире после Франции и Германии. Причём по числу студентов высших технических и военно-инженерных училищ стала мировым лидером, наравне с США.

Совет профессоров Московского инженерного училища ведомства путей сообщения, 1913 г.

Отличительной чертой отечественного образования было половое равенство численности учащихся. Система среднего и высшего образования для женщин в России была гораздо более развита, чем во всём мире, за исключением США. Европейские страны вышли на тот же уровень только к 1960-м годам. Количество выпускниц женских гимназий в России было столь велико, что им приходилось поступать в европейские университеты, где это допускалось. Случались годы, когда русских слушательниц зачислялось больше, чем местных.
Всего за время правления Николая II бюджет Министерства народного просвещения вырос на 628% и превысил бюджет Военного министерства. Количество грамотных людей составляло около 85% населения. Индекс образовательных возможностей для низших слоёв населения в несколько раз превысил данный показатель в странах западной Европы А накануне революции был проведён закон о бесплатном образовании, включая содержание и питание.

Николай II и сам был высокообразованным человеком, знал пять иностранных языков, причём английский в совершенстве, умел неплохо рисовать, прослушал курсы экономических, юридических наук и военного дела, необходимые для управления государством. Военное дело закрепил на практике в лейб-гвардии гусарском полку и на артиллерийском лагерном сборе. Изучал богословие и историю религий. Читал много исторической и духовной литературы, французскую и английскую прозу в оригинале, русскую классику. Выписывал множество журналов, постоянно читал газеты. Личная библиотека царя насчитывала 15 тысяч книг.

Титулы, звания и прозвища Николая II

Современные интернет-мемы представляют верхом сложности и напыщенности полные титулы персонажей романов фэнтези Дейнерис Таргариен и Арагорна, в то время как реальным историческим титулам они и в подмётки не годятся. Полный титул Николая II состоит из 113 слов, причём в конце стоит фраза «и прочая, и прочая, и прочая», то есть даже в официальном титуле все факты перечислять не стали. Кроме вполне понятных вещей, таких как Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, он ещё и Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский, а также Государь Туркестанский, Наследник Норвежский и всея Северныя страны́ Повелитель.
С 1892 года полковник гвардии. Выше этого звания в России не поднялся, но при этом имел чин адмирала британского флота и фельдмаршала английской армии. Также имел больше иностранных орденов, нежели отечественных – 46! Среди них: монгольский Орден Драгоценного жезла, эфиопский Орден Соломона, сиамский Орден Королевского дома Чакри, бразильский Орден Южного Креста, датский Орден Слона, португальский Орден Христа, испанский Орден Золотого руна, британский Орден Бани, китайский Орден Двойного дракона с бриллиантовыми знаками и другие.

В связи с массовой давкой на Ходынском поле на торжествах по случаю коронации Николая II, а также разгоном шествия рабочих к Зимнему дворцу 9 (22) января 1905 года, известным как Кровавое воскресенье, император был назван оппозицией Николаем Кровавым и под таким прозвищем фигурировал в советской историографии.
В проведённой им первой полномасштабной переписи населения в 1897 году в графе о роде занятий написал «Хозяин земли Русской».
Жена и близкие родственники звали его просто «Ники».В 1981 году прославлен Русской зарубежной церковью как мученик. Русской православной церковью прославлен как страстотерпец и причислен к лику святых вместе с женой и детьми в 2000 году.

Николай II и Япония

Нет, речь пойдёт не о Русско-Японской войне. В 1890-1891 годах, ещё будучи царевичем, Николай Александрович совершает восточное путешествие. Конечно же, это был не просто увеселительный круиз, а традиционная со времён Петра I поездка с образовательными и политическими целями. Обойдя границы с Турцией через Австро-Венгрию, Николай в Триесте поднялся на борт крейсера «Память Азова», прибыл в Грецию, где к команде корабля в качестве офицера и компаньона присоединился принц Георг, правнук Николая I. Далее были Египет, Индия, Сингапур, Ява, Сиам (ныне Таиланд), Китай и в конце концов Япония. Финальная часть путешествия была наиболее важной для обеих сторон. Япония открылась миру относительно недавно, России было важно развивать с ней дипломатические отношения и торговлю, распространять своё влияние. Японцам было нужно то же самое в связи с ростом влияния Российской империи на Дальнем Востоке. О серьёзных намерениях русских говорило то, что в Японию впервые в истории прибыл прямой наследник иностранного престола, а не брат, сват или седьмая вода на киселе.
Прибыв в Нагасаки царевич Николай и принц Георг обратились к принимающей стороне с неожиданно просьбой – набить им татуировки. В то время это был писк моды английской аристократии. Татуировка была у короля Эдуарда VII и его старших сыновей, принцев Альберта Виктора и Георга, а они как никак были двоюродными братьями Николая Александровича. Причём с Георгом, будущим королём Великобритании Георгом V, они были так похожи, что их иногда путали.

На следующий день два местных мастера прибыли на борт «Памяти Азова» и у будущего российского императора через семь часов на предплечье появилась татуировка чёрного дракона с жёлтыми рогами, зелёными лапами и красным брюхом. Кстати, на просторах интернета греческого и английского Георгов часто путают и придумывают конспирологические теории на основе внешней схожести британского и русского монархов и их одинаковых татуировок. На самом деле английский Георг посетил Японию в 1882 году, за девять лет до Николая. И какая у него была татуировка неизвестно, фотографий нет, Георг лишь упоминает о ней в письмах. А вот Николай с удовольствием её демонстрировал. Логичнее предположить, что такая же татуировка была у греческого Георга, раз уж принцы сделали её одновременно.

Но это ещё не всё о Японии. В самый разгар визита, после прогулки по озеру Бива, когда процессия иностранных гостей в сопровождении принца Арисугава Такэхито возвращалась в Киото через городок Оцу, один из полицейских, Цуда Сандзо, неожиданно напал на Николая Александровича и нанёс ему два удара саблей. Царевич поспешил отбежать от нападавшего, того ударил недавно купленной бамбуковой тростью принц Георг и свалили на землю рикши Николая и Георга, после чего агрессивного полицейского схватили коллеги. Николай получил две параллельные раны на голове, длиной 9 и 10 сантиметров. При первой перевязке из головы извлекли осколок кости длиной в 2,5 сантиметра. По свидетельствам очевидцев Николай при этом спокойно курил. И хотя сам царевич был не в обиде на принимающую сторону, но оставить инцидент в Оцу без последствий правительство Японии не могло. Нападавший был приговорён к пожизненной каторге на Хоккайдо, где вскоре скончался от пневмонии. Никаких других причин нападения, кроме личной ненависти к иностранцам и психологических проблем, суд не выявил. В знак уважения на следующий день после покушения были закрыты биржа, некоторые школы, театр кабуки, бордели и другие места развлечений. Японское общество было возмущено произошедшим. Местные священнослужители проводили службы за здравие иностранного гостя. Царевича посетил сам император Мэйдзи, члены парламента, городского собрания и других организаций. Губернатор префектуры Сига, где случился инцидент, был уволен. Министры иностранных дел, внутренних дел и юстиции ушли в отставку. Рикши Николая и Георга были награждены царевичем орденами Святой Анны, получили по 2500 иен единовременно и по 1000 иен пожизненной ежегодной пенсии. Чтобы вы понимали, насколько это много, японское правительство назначило им по 36 иен ежегодной пенсии. 1000 иен в год получали члены правительства.

Николай Александрович в Японии, 1891 г. (фото Владимира Менделеева, сына знаменитого химика, члена команды «Память Азова»)

Конечно же, программа официального визита была прервана. Николай уже не сходил с борта «Памяти Азова» на берег, успел отметить там день рождения и принять ещё один визит императора Мэйдзи – первый случай в истории, когда японский император поднялся на борт иностранного судна  – после чего отплыл во Владивосток и оттуда по суше и рекам Сибири добрался до Санкт-Петербурга.

Николай II в быту

О жизни последнего русского императора осталось множество разнообразных свидетельств: собственные дневники, переписка с членами семьи, различные мемуары, фотографии, которыми увлекалась вся царская семья. Все эти документы дают понять, что Николай II был вполне обычным человеком, купался в море голышом и мог позволить себе корчить рожицы на фотографиях.

Николай II, принц Николай Греческий и неустановленная личность, Германия, замок Дармштадт, 1899 г.

В личных переписках и дневниках изъяснялся запросто, зачастую даже жаргонизмами: «Попробовал 6 сортов портвейна и слегка надрызгался, отчего спал прекрасно» (август 1906 г.). Любил крымские вина, как и сам Крым, а особенно Ялту. Ежегодно с семьёй ездил туда отдыхать. Так же любил ходить на яхте по Финскому заливу и Балтийскому морю. Шумный Санкт-Петербург не любил и предпочитал Царское Село. Пищу предпочитал простую, различные каши и супы, на пикниках с удовольствием ел печёный в костре картофель, не брезгуя испачкаться. А вот икру и морские деликатесы не любил, объелся во время путешествия в Японию и возвращения оттуда через Сибирь. При этом в одежде, как бы сейчас сказали, был шмоточником, обладал огромным гардеробом. Предпочитал военные мундиры и иностранных гостей имел привычку встречать в мундире той страны, откуда приехал посланник. Однажды испытал на себе новую солдатскую амуницию, облачился в полное снаряжение рядового и прошёл 14 километров по жаре, остался доволен.
Очень много курил, в том числе и кальян. Имел целую коллекцию портсигаров. В то время это не считалось вредной привычкой, курила вообще вся царская семья, кроме слабого здоровьем царевича Алексея. Любил играть в большой теннис. Пробовал также новинку – пинг-понг. Не выносил салонных развлечений. Когда жена, дочери или фрейлины садились за рояль петь романсы, уходил в другие комнаты или жаловался: «Ну, завыли».

Николай II и его дочь Анастасия, Крым, Ливадия, 1914 г.

Отношение к Николаю II

Точки зрения на личность и значение Николая II в обществе и среди историков различны. Причём у всех этих разных точек зрения есть документальные аргументы. Одни считают его глупым и слабохарактерным тираном, другие наоборот умным и твёрдым человеком, чуждым жажде власти, кто-то зовёт его убийцей, а кто-то святым. Объясняется всё это просто – Николай II был человеком. А любой человек неоднозначен. Эту неоднозначность подчёркивает тот поразительный факт, что Российская империя при нём достигла пика своего развития в 1913 году и рухнула уже в 1917. Рухнула, но не рассыпалась в прах. Мы унаследовали от неё наш университет, огромную железнодорожную сеть, невероятный взлёт культуры Серебряного века и множество других важных вещей. И Николай II имеет к этому прямое и косвенное отношение.

Оставить комментарий