Азбука сценического искусства. С – стендап

Стендап – жанр комедийного искусства, предполагающий сольное выступление артиста с прямым обращением к публике. В данном конкретном случае термин происходит от устаревшего американского жаргонизма stand-up, означающего «надёжный», «проверенный».

Сегодня в рубрике «Азбука сценического искусства» вместо слов «сцена» или «сценарий» расскажем об актуальном и популярном сейчас в России жанре стендап. Большинство из нас прекрасно знает, что он из себя представляет по форме – небольшой юмористический монолог артиста перед живой публикой на злободневные или бытовые темы, проще говоря, о жизни. Но вот с историей мало кто знаком, далеко не все даже знают откуда произошёл сам термин. Рассказываем.

Малые комедийные формы появились в Европе ещё в начале XVIII века. И пусть варьете, водевиль и бурлеск далеки от того, что сегодня называется стендапом, но вырос он всё же из этих непритязательных сценок для не слишком искушённой публики. Предтечей стендапа, как монолога, стал американский писатель и журналист Марк Твен. За несколько лет до издания обессмертившей его имя повести «Приключения Тома Сойера» он впервые поехал в турне по Калифорнии с увлекательными лекциями о путешествии на Гавайи весной 1866 года, которые он читал с присущим ему юмором. Лекции имели большой успех и впоследствии Твен часто колесил с ними по США и Англии, рассказывая уже не о путешествиях, а рассуждая о пороках общества. По форме это были по сути длинные анекдоты. Современные Твену водевильные комики считали его выступления чрезмерно маргинальными. К сожалению, большинство из этих лекций утрачены или даже не записывались. Сложно сказать, оказал ли Марк Твен прямое влияние на будущий стендап, но косвенное наверняка, так как был крайне популярен.

Марк Твен

В начале ХХ века в Нью-Йорке стали открываться небольшие уличные клубы, где показывали водевили, бурлеск и различные фарсовые сценки, популярные в среде рабочего класса. В таких клубах начинала свою карьеру впоследствии ставшая всемирно известной благодаря кинематографу комик-группа братьев Маркс. В основе их юмора были пинки, пощёчины и метания тортов, что тоже, конечно, далеко не стендап. Однако один из пяти братьев, Граучо Маркс, изменил структуру построения и подачи шуток в клубных выступлениях – на смену продолжительным анекдотам, простым каламбурам и рифмованным шуткам пришли однострочные шутки, сейчас называемые ванлайнерами, так что смех на его выступлениях стал практически постоянным.

Граучо Маркс в своём самом знаменитом образе

Другую важную деталь будущего жанра породил водевильный конферансье Фрэнк Фей. Он не просто рассказывал анекдоты между актами представлений, он стал импровизировать и общаться с публикой, чего раньше никогда не было. Фей назвал это crowd work – «работой толпы», так как вполне справедливо считал, что публика смешит сама себя, а он только способствует этому. Самый высокооплачиваемый артист водевиля 1920-х годов, Фрэнк Фей был крайне неприятным в общении человеком, алкоголиком, скандалистом, открытым расистом, придерживающимся фашистских политических взглядов, так что к началу Второй Мировой войны он был практически забыт.

Фрэнк Фей

В 1930-е годы водевиль в США и мире фактически умер, вытесненный телевидением и кинематографом. Артисты, которые не нашли себе места в кино, на ТВ или радио, перекочевали в ночные клубы, которые контролировались мафией, находящейся в те годы на пике своего могущества. Естественно, что в подобных заведениях творилось всяческое беззаконие, о котором стоило помалкивать. Так в 1940-е годы в жаргоне мафиози появилась приставка stand-up, означающая надёжного человека, который не расскажет посторонним ничего лишнего – stand-up guy, stand-up fighter, stand-up comic. В начале 1950-х годов в результате успешной борьбы правительства с организованной преступностью стендап-комедия вышла из-под контроля мафии и начала выделяться в отдельный сценический жанр, сохранивший название, которое потеряло свой изначальный смысл.

Существенное влияние на формирование стендапа в 1950-х годах оказал Морт Сал. Он привнёс в свои выступления социальную тематику и расслабленную, компанейскую атмосферу. Сал выступал не в строгом костюме, а в кардигане, что тогда было немыслимо, так же как сидеть на барном стуле, а не стоять перед публикой. Его атрибутом была газета, из которой он зачитывал зрителям новости и обсуждал их. По сути он был первым стендапером в современном смысле этого слова. Морт Сал стал первым комиком, попавшим на обложку журнала Time, и оказал влияние на Ленни Брюса, который привнёс в стендап провокационность. Почти каждое выступление Брюса в 1950-1960-х заканчивалось задержанием полицией. В конце концов непристойное поведение на сцене и в жизни привело его к реальному тюремному заключению, во время которого он и скончался, по официальной версии от передозировки наркотиками. Но развитие стандапа в этом направлении было уже не остановить, а все последующие знаменитости, такие как Ричард Прайор, который первым начал курить и материться на сцене, говорить о расизме и сексе, по сути лишь следовали по направлению, обозначенному Мортом Салом и Ленни Брюсом.

Морт Сал

1970-1980-е годы дали миру целый ряд великолепных стендап-комиков, многие из которых позже добились успеха в других жанрах. Вуди Аллен, Эдди Мёрфи, Стив Мартин, Робин Уильямс, Джордж Карлин, Билл Косби, Вупи Голдберг и другие. В 1990-е к ним прибавились Джим Керри, Крис Рок, Луи Си Кей, Джерри Сайнфелд. Имена можно перечислять долго, и мы всё равно забудем кого-то важного. Интересно, что американский рынок стендапа перенасытился ещё в середине 1990-х. Комиков стало слишком много, а качество их материала начало падать, многие заведения закрылись.

Под влиянием из бывшей колонии в 1970-х годах стендап появился и в Великобритании, где в то время первую юмористическую скрипку играла телевизионная комик-группа «Монти Пайтон», значение творчества которой для развития мировой комедии сложно недооценить. Тем не менее даже из-под такого колосса на свет выбрались меланхоличный Дилан Моран, лицедействующий Эдди Иззард и едкий Рики Джервейс.

Дилан Моран

Говоря о стендапе и других юмористических колоссах невозможно не обратить взор на родную Россию, где стендап появился совсем недавно. В роли гиганта здесь был КВН, в который успела поиграть львиная доля сколько-нибудь известных сейчас стендаперов, многие из которых выступали и на сцене Дворца культуры РУТ (МИИТ). Были даже попытки вырастить стендап непосредственно из системы КВН, что делал Сергей Кутергин из Уфы, Феликс Никитин из Казани и московская команда КВН «Улица Максимова», в составе которой выступали Кирилл Сиэтлов и Кирилл Ланской. Но КВН и стендап оказались слишком разными. Никакой школы и системы развития снизу вверх у стендапа долгое время не было. Энтузиасты самоучки учились на западных примерах и литературе, выступали где придётся. У нас в стране он развивался наоборот, сверху вниз. В 2013 году на СТС появилось шоу «Центральный микрофон», а на ТНТ шоу Stand-Up, где собрали лучших самоучек и начали популяризировать жанр. В 2015 году в Москве открылось первое специализированное заведение – Stand-up Club №1 на Новом Арбате. Позже появились и другие места, где молодые комики могли набираться опыта и проверять свой материал. Регионы не сильно отставали от столицы, а местами и перегоняли. Представитель петербургской школы стендапа Игорь Меерсон стал первым русским стендапером, который выступал за рубежом на английском языке, представитель екатеринбургской школы Александр Незлобин первым поехал со своими концертами в США, представитель воронежской школы Руслан Белый является продюсером и ведущим главного на данный момент профильного шоу Stand-Up и организатором «Stand Up Фестиваля» для начинающих комиков.

Российские комики, слева направо: Нурлан Сабуров, Слава Комиссаренко, Руслан Белый, Юлия Ахмедова, Стас Старовойтов, Виктор Комаров, Алексей Щербаков, Иван Абрамов, Тимур Каргинов

На данный момент жанр на пике популярности, есть несколько телевизионных шоу и площадки на YouTube. В столице практически каждый день на разных площадках можно смотреть выступления начинающих и уже вполне известных комиков. И пусть отечественный стендап пока ещё скуден формой – редки ванлайнеры, сторителлинг и музыкальный стендап – и подвержен жесткой самоцензуре в виду консервативности общества – шутки о религии или кавказских народах чреваты последствиями – но у него ещё всё впереди.

Оставить комментарий