Рубрика 210. Испытатель древнего транспорта

Вот и начался очередной учебный год, с виду самый обыкновенный. Но для Российского университета транспорта это не совсем так, в этом году наш вуз празднует 125-летие, а Дворец культуры 85-летие. Возраст солидный, однако университеты вечно молоды, они всегда лишь отправная ступень и первый шаг взрослого человека в его жизненном путешествии. Поэтому сегодня в «Рубрике 210» мы расскажем о человеке, для которого жизнь стала в буквальном смысле путешествием, причём порой путешествием на транспорте очень солидного возраста.

Юрий Александрович Сенкевич родился 4 марта 1937 года в Монголии в городе Баян-Тумен (ныне Чойболсан), где на тот момент работали врачами его родители. Мальчик пошёл по их стопам и в 1960 году окончил Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова в Ленинграде, после чего был направлен на работу начальником медицинского пункта в воинскую часть города Бологое-4 (ныне посёлок Озёрный) Калининской (Тверской) области. Ещё во время учёбы Юрий начал заниматься научной деятельностью, так что в 1962 году был отправлен в Москву в Институт авиационной и космической медицины Министерства оборон СССР, а на следующий год откомандирован в только что созданный Институт медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР. В этих институтах Сенкевич занимался вопросами воздействия невесомости на организм человека, участвовал в подготовке и медобеспечении пилотируемых космических полётов и полётов с животными на борту, а также сам прошёл подготовку в качестве кандидата в космонавты. Но жизнь распорядилась иначе, вместо выхода за пределы нашей планеты молодой учёный-медик отправился на покорение её просторов.

Юрий Сенкевич в форме, начало 1970-х

Параллельно с космической подготовкой ему предложили принять участие в 12-ой советской экспедиции в Антарктиду (1966-1968) для проведения экспериментов по поведению людей в экстремальных условиях на знаменитой станции «Восток». На основе материалов, собранных в этой экспедиции, Сенкевич написал кандидатскую диссертацию. После этого его непосредственный начальник Борис Егоров, первый врач, побывавший в космосе, порекомендовал подчинённого уже известному тогда норвежскому путешественнику Туру Хейердалу, который скал в команду советского врача с опытом экспедиций, знанием английского и чувством юмора. с предложением экспериментального путешествия через Атлантику на папирусной лодке «Ра».

«Ра» и его экипаж, на переднем плане Тур Хейердал, Юрий Сенкевич сидит, 22 мая 1969 года

Основной целью экспериментального путешествия Хейердала было доказать, что древние египтяне были способны намеренно или случайно добраться из Африки в Новый Свет на относительно примитивных плавательных средствах. Кроме того, Хейердал намеренно собирал экипаж из представителей разных народов, религий и политических убеждений, чтобы показать, что люди могут жить в мире и согласии в изолированных условиях. Заодно снимался документальный фильм о путешествии и собирались образцы загрязнения океана. Непосредственно Сенкевич выступал в роли бортового врача, исследовал влияние экстремальных условий на физическое и психологическое состояние человека. Лодка «Ра» была построена из самого обыкновенного папируса по рисункам и макетам древнеегипетских судов. Экспедиция из семи человек и одной обезьяны стартовала 25 мая 1969 года, за ней с интересом следил весь мир. К сожалению, из-за небольших расхождений конструкции с египетской схемой ближе к концу путешествия лодка начала опускаться кормой в воду и в конце концов развалилась спустя 56 дней и 5000 километров пути. Но успех был близок и очевиден, поэтому на следующий год экипаж лодки «Ра II» почти в том же составе, учтя опыт предыдущего строительства и плавания, довёл её от побережья Марокко до Барбадоса.

Копия «Ра II» на Тенерифе

Сенкевич прославился на весь мир и стал частым гостем телепередачи «Клуб кинопутешествий» (позже переименована в «Клуб путешественников»), а в 1973 году был приглашён на место ведущего этой программы. Именно с ним «Клуб» достиг небывалой популярности и стал буквально культовой передачей у советского зрителя, ограниченного в своих возможностях выезда за границу. В 1985 году она попала в «Книгу рекордов Гиннесса» как старейшая на советском телевидении (в эфире с 18 марта 1960 года). Сенкевич по сути стал главным путешественником самой большой страны в мире. Он снялся в собственных камео в известных советских фильмах «Выше радуги» и «Остров погибших кораблей». Его приглашали на многочисленные и популярные в то время вечера-встречи. На подобном вечере побывал он и во Дворце культуры МИИТ.

Сенкевич и Хейердал на съёмках «Клуба кинопутешествий»

При такой популярности Сенкевич не бросал научную деятельность, с 1973 года работал заведующим отделом научно-медицинской и технической информации в Институте медико-биологических проблем, а в 1974 стал кандидатом медицинских наук. Не оставил он и крупные научные экспедиции.

С ноября 1977 по апрель 1978 года он снова вместе с Туром Хейердалом и некоторыми другими участниками плаваний «Ра» оправляется в путешествие на лодке «Тигрис» (латинское название реки Тигр). На этот раз лодка является копией шумерских судов, а целью экспедиции было доказать, что цивилизация скорее распространялась морским путём, нежели по суше. Точного маршрута не было, но предполагалось, что судно пройдёт от слияния рек Тигр и Евфрат вдоль восточного побережья Африки до мыса Доброй Надежды. Лодку строили индейцы с озера Титикака при участии советских и иракских специалистов. Материалом послужил рогоз узколистый, который всем нам известен как простой камыш. На лодку длиной 18 метров и шириной 6 метров его понадобилось 30 тонн. Спустя 4,5 месяца путешествия она превратилась в огромный костёр. Причиной стали военные учения НАТО, из-за которых ни одно из государств региона не дало разрешения продолжить плавание, а делать это без него стало опасно. Экипаж снял все материалы экспедиции с борта «Тигриса» и сжёг лодку, написав открытое письмо Генеральному секретарю ООН. Приведём отрывок из него:

«Сегодня мы сжигаем наше гордое судёнышко… в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море. В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, руководствующихся соображениями безопасности, мы были вынуждены высадиться в маленькой, ещё нейтральной Республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества по пути в третье тысячелетие»

Как видите, третье тысячелетие в разгаре, а ничего, к сожалению, не меняется. Экспедиция «Тигриса» тем не менее была признана удачной. Перед поджогом лодка была в хорошем состоянии и показала отличные мореходные качества, что доказывало практическую возможность древних жителей Месопотамии, Египта и долины Инда регулярно контактировать между собой.

Экипаж лодки «Тигрис», 1978 год

В 1979 году Сенкевич принял участие в первой в мире лыжной экспедиции на Северный полюс под предводительством Дмитрия Шпаро.
В 1980 – 1982 годах участвовал в подготовке и осуществлении первой советской гималайской экспедиции на Эверест. Экспедиция была приурочена к 60-летию СССР и до того советские альпинисты не поднимались выше пика Коммунизма (7495 метров). Восхождение прошло по ранее не использованному маршруту, который оказался сложнее пройденных до того. Сам Сенкевич на Эверест не поднимался, занимался только врачебной и научной практикой.

Юрий Сенкевич в последние годы жизни

Результатом исследований и путешествий Юрия Сенкевича стало более 60 научных работ о физиологии и психологии человека в экстремальных условиях. В 1997 году он получил «ТЭФИ» за «Клуб кинопутешествий» и стал академиком Российской телевизионной академии. Позже президентом Ассоциации путешественников России, членом Союза журналистов России, сопредседателем Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества. Награждён несколькими отечественными и зарубежными орденами и наградами. В 2002 году Юрий Александрович перенёс инфаркт и на следующий год скончался на рабочем месте от сердечной недостаточности. С его уходом программа «Клуб путешественников» прекратила своё существование.

Танкер «Юрий Сенкевич»

В память о знаменитом путешественнике назван один из самолётов «Аэрофлота» и танкер усиленного ледового класса «Совкомфлота». Золотая медаль Русского географического общества и Московский государственный институт индустрии туризма носят имя Юрия Сенкевича.

Оставить комментарий